Writing an OS in Rust

Philipp Oppermann's blog

Отключение SIMD

Инструкции Single Instruction Multiple Data (SIMD) способны выполнять операцию (например, сложение) одновременно над несколькими словами данных, что может значительно ускорить работу программ. Архитектура x86_64 поддерживает различные стандарты SIMD:

  • MMX: Набор инструкций Multi Media Extension был представлен в 1997 году и определяет восемь 64-битных регистров, называемых mm0 - mm7. Эти регистры являются псевдонимами регистров x87 блока с плавающей запятой.
  • SSE: Набор инструкций Streaming SIMD Extensions был представлен в 1999 году. Вместо повторного использования регистров с плавающей запятой он добавляет совершенно новый набор регистров. Шестнадцать новых регистров называются xmm0 - xmm15 и имеют размер 128 бит каждый.
  • AVX: Advanced Vector Extensions - это расширения, которые еще больше увеличивают размер мультимедийных регистров. Новые регистры называются ymm0 - ymm15 и имеют размер 256 бит каждый. Они расширяют регистры xmm, поэтому, например, xmm0 - это нижняя половина ymm0.

Используя такие стандарты SIMD, программы часто могут значительно ускориться. Хорошие компиляторы способны автоматически преобразовывать обычные циклы в такой SIMD-код с помощью процесса, называемого автовекторизацией.

Однако большие регистры SIMD приводят к проблемам в ядрах ОС. Причина в том, что ядро должно создавать резервные копии всех регистров, которые оно использует, в память при каждом аппаратном прерывании, потому что они должны иметь свои первоначальные значения, когда прерванная программа продолжает работу. Поэтому, если ядро использует SIMD-регистры, ему приходится резервировать гораздо больше данных (512-1600 байт), что заметно снижает производительность. Чтобы избежать этого снижения производительности, мы хотим отключить функции sse и mmx (функция avx отключена по умолчанию).

Мы можем сделать это через поле features в нашей целевой спецификации. Чтобы отключить функции mmx и sse, мы добавим их с минусом:

"features": "-mmx,-sse"

Числа с плавающей точкой

К сожалению для нас, архитектура x86_64 использует регистры SSE для операций с числами с плавающей точкой. Таким образом, каждое использование чисел с плавающей точкой с отключенным SSE вызовёт ошибку в LLVM. Проблема в том, что библиотека core уже использует числа с плавающей точкой (например, в ней реализованы трейты для f32 и f64), поэтому недостаточно избегать чисел с плавающей точкой в нашем ядре.

К счастью, LLVM поддерживает функцию soft-float, эмулирующую все операции с числавами с плавающей точкой через программные функции, основанные на обычных целых числах. Это позволяет использовать плавающие числа в нашем ядре без SSE, просто это будет немного медленнее.

Чтобы включить функцию soft-float для нашего ядра, мы добавим ее в строку features в спецификации цели с префиксом плюс:

"features": "-mmx,-sse,+soft-float"

Comments

Instead of authenticating the giscus application, you can also comment directly on the on GitHub. Just click the "X comments" link at the top — or the date of any comment — to go to the GitHub discussion.

Writing an OS in Rust

Philipp Oppermann's blog

Disable SIMD

Single Instruction Multiple Data (SIMD) instructions are able to perform an operation (e.g. addition) simultaneously on multiple data words, which can speed up programs significantly. The x86_64 architecture supports various SIMD standards:

  • MMX: The Multi Media Extension instruction set was introduced in 1997 and defines eight 64 bit registers called mm0 through mm7. These registers are just aliases for the registers of the x87 floating point unit.
  • SSE: The Streaming SIMD Extensions instruction set was introduced in 1999. Instead of re-using the floating point registers, it adds a completely new register set. The sixteen new registers are called xmm0 through xmm15 and are 128 bits each.
  • AVX: The Advanced Vector Extensions are extensions that further increase the size of the multimedia registers. The new registers are called ymm0 through ymm15 and are 256 bits each. They extend the xmm registers, so e.g. xmm0 is the lower half of ymm0.

By using such SIMD standards, programs can often speed up significantly. Good compilers are able to transform normal loops into such SIMD code automatically through a process called auto-vectorization.

However, the large SIMD registers lead to problems in OS kernels. The reason is that the kernel has to backup all registers that it uses to memory on each hardware interrupt, because they need to have their original values when the interrupted program continues. So if the kernel uses SIMD registers, it has to backup a lot more data (512–1600 bytes), which noticeably decreases performance. To avoid this performance loss, we want to disable the sse and mmx features (the avx feature is disabled by default).

We can do that through the the features field in our target specification. To disable the mmx and sse features we add them prefixed with a minus:

"features": "-mmx,-sse"

🔗Floating Point

Unfortunately for us, the x86_64 architecture uses SSE registers for floating point operations. Thus, every use of floating point with disabled SSE causes an error in LLVM. The problem is that Rust's core library already uses floats (e.g., it implements traits for f32 and f64), so avoiding floats in our kernel does not suffice.

Fortunately, LLVM has support for a soft-float feature, emulates all floating point operations through software functions based on normal integers. This makes it possible to use floats in our kernel without SSE, it will just be a bit slower.

To turn on the soft-float feature for our kernel, we add it to the features line in our target specification, prefixed with a plus:

"features": "-mmx,-sse,+soft-float"

Comments

Do you have a problem, want to share feedback, or discuss further ideas? Feel free to leave a comment here! Please stick to English and follow Rust's code of conduct. This comment thread directly maps to a discussion on GitHub, so you can also comment there if you prefer.

Instead of authenticating the giscus application, you can also comment directly on GitHub.